Главная / ДИСЦИПЛИНЫ / Гребля на ялах

Гребля на ялах

Гребля на шлюпках и ялах отличается тем, что весло закреплено на лодке с помощью различного вида устройств. Грести можно одним или двумя веслами одновременно. В связи с этим различают парную греблю – один гребет двумя веслами и распашную, когда 2-4-6-8 человек гребут каждый со своей стороны.

История развития гребли на шлюпках и военно-морских ялах в России берет свое начало со времен Петра Великого.

В 1718 г. указом царя Петра I был основан первый в мире яхт-клуб, которому было присвоено название «Невский флот». По велению Петра I вельможам и дворянам было роздано построенное на верфях 141 судно. В царской инструкции хозяевам судов было указано являться на «экзерциции», или водные прогулки по реке Неве согласно утвержденному расписанию.

После Петра I регулярные обязательные занятия на гребных судах перестали существовать, но гребля прочно вошла в деловую жизнь молодой столицы. Ежегодно в период с 1742 по 1752 гг. Городская управа проводила на Неве соревнования профессиональных перевозчиков сначала на судах типа ялик, потом на других лодках. Первый гребной клуб был организован жителями прибрежной полосы Невы в Петербурге в 1858 году и назывался кружком любителей гребли «Моряк на все руки». В 1860 году этот кружок получил официальный устав и был переименован в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб. 31 июля 1860г. на реке Средней Невке состоялась первая гребная гонка, в которой участвовали на различных шлюпках перевозчики, матросы и любители гребли.

В 1867г. был основан первый в Москве «Московский речной яхт-клуб», получивший известность под названием «Стрелка». Помимо соревнований по академической гребле, проводились и гонки на яликах и шлюпках- двойках.

Дальнейшее развитие гребли на шлюпках (народной гребли) шло параллельно с развитием академической гребли.

В период с 1928 по 1952 гг. по народной гребле проводились первенства СССР, с 1953 – первенства республик. В 1928 г. гребля (академическая и народная) вошла в программу Спартакиады народов СССР. Наиболее развита народная гребля была в РСФСР и УССР.

В настоящее время народная гребля представляет собой греблю на специальных спортивных 1-местных, 2-местных судах с рулевым и на усовершенствованных прогулочных шлюпках (которые также участвуют в соревнованиях). Спортивные суда народной гребли отличаются удлинённым суженным корпусом, размеры их ограничены: максимальная длина 4,8 м (1местные) и 6,3 м (2-местные), минимальная ширина соответственно 1 м и 1,5 м, вес судов и высота борта произвольные. По технике гребли, методике обучения и тренировки народная гребля наиболее близка академической гребле, дистанции гонок и правила соревнований те же.

Одним из известных примеров состязаний на шлюпках, является, популярная в Голландии гонка – «Национальный чемпионат по гребле на шлюпках». Один из этапов которого является гонка по каналам Амстердама длиной 25 км, в ней участвуют более 140 команд. Особенностью мероприятия является то, что на время гонки в «северной Венеции» движение прочих судов по каналам не прекращается – по ним катают туристов на прогулочных катерах, ходят баржи, на мостах работают светофоры, поэтому в итоговом результате всегда есть доля везения. Иногда случаются столкновения с другими судами, встречаются и затор. Кроме этого, на протяжении гонки необходимо преодолеть 76 мостов, от крупных и до самых маленьких, где рулевой может удариться головой о пролет и где надо складывать весла с обоих бортов. Основными организаторами гонки выступают Королевский флот Нидерландов, Королевский морской музей, судостроительная верфь Амстердама, мэрия Амстердама. В этих гонках успешно выступают и наши соотечественники из Тольятти.

Одним из видов гребли на шлюпках является гребля на военно-морских ялах. Официально «гребля на ялах» как спорт в России отметила свой полувековой юбилей. Но ее корни берут начало еще со времен Петра I.

Гребля на морских ялах превратилась в спортивную из чисто прикладной в 30-х гг. 20 в., когда на смену гребным спасательным судам во флоте пришли моторные шлюпы и катера. Культивируется гребля на 6- и 4- местных (весельных) ялах с рулевым. Гонки проводятся, как правило, по прямой дистанции 2000 м для мужчин на 6-вёсельных ялах и 1000 м для женщин, юношей и девушек на 4-вёссльных ялах. В настоящее время гребля на ялах развивается главным образом в спортклубах РОСТО и ВМФ.

Гребля на ялах является одним из видов программы соревнований по морскому многоборью. Помимо нее в программу входят:

• пятиборье – плавание (дистанция от 100 до 400 м), кроссовый бег (дистанция от 500 до 1500 м), стрельба из малокалиберной винтовки, гребля на ялах (дистанция от 500 до 2000 м), парусная гонка на ялах;

• четырёхборье и троеборье составляется из любых видов пятиборья.

Международной федерацией морских видов спорта (ISSF) ежегодно разрабатывается календарь соревнований, где большое место занимают и соревнования на ялах:

• Международные соревнования по морскому многоборью;

• Международные соревнования по гребле на Ял-6;

• Кубок Евразии по гребле на Ял-6;

• Чемпионат Европы по морскому многоборью;

• Международные соревнования по морскому многоборью и гребле на Ял-4.

Большой популярностью гребля на ялах пользуется не только в странах ближнего и дальнего зарубежья, но и в России (Санкт-Петербург, Москва, Астрахань). Так в чемпионате мира 2008 года в Санкт-Петербург принимали участие лучшие команды СНГ и Европы. Каждая из стран Беларусь, Украина, Казахстан, Литва, Эстония, Кыргызстан, Голландия, Германия выставила на старт по одному экипажу. Россия на этих соревнованиях была представлена двумя командами. В финальном заезде российские экипажи заняли 1 и 3 места, обогнав соперников из Белоруссии и Украины.

Зарождение любительского мореплавания и гребно-парусного спорта в России неизменно связывают с именем Петра I. Санкт-Петербург знаменит и другими традиционными регатами. Так, начиная с 1984 года, проводится шлюпочная регата «Корабелки» – «Весла на воду!», организованная студентами 3 курса Ленинградского кораблестроительного института. Позже ей был присвоен статус городских соревнований по гребле на морских ялах. В программе регаты шлюпочные гонки на Ял-6 на дистанции 1500 м с поворотом и 1000 м без поворота.

В 2005 году шлюпочная регата «Вёсла – на воду!» получила статус Международной и в ней приняли участие 62 команды, в том числе 8 из ближнего зарубежья.

В 2006 году в рамках программы «Вёсла – на воду!» был проведён «Кубок Европы», соревнование проходили в два дня и получили высокую оценку.

Виды шлюпок

Из различных типов шлюпок, отличающихся размерами и особенностями формы, для туристских походов применяются следующие:

• Военно-морская шестивесельная шлюпка ЯЛ-6 («шестерка»). Длина 6,1 м, наибольшая ширина 1,85 м, вместимость 13 человек, максимальная грузоподъемность – около 2500 кг, полный вес лодки без гребцов и груза около 750 кг. В дальних туристских походах судно может ходить как с парусным вооружением, так и с мотором, установленным в корпусе или на транце (приложение 2).

• Военно-морская четырехвесельная шлюпка ЯЛ-4 («четверка»). Длина 5,25 м, наибольшая ширина 1,55 м, вместимость 9 человек, максимальная грузоподъемность 1700 кг, полный вес без гребцов и груза 450-650 кг. Имеет одномачтовое рейковое парусное вооружение и может ходить при ветре до 5 баллов.

• Лодка для народной гребли типа «фофан» – двухпарная, широкая, вместительная, распространена на туристских базах. Длина 4,6 м, ширина 1,2 м, высота 0,45 м. На ней могут совершать дальние походы 4-5 человек с грузом. Запас плавучести невелик, но возмещается большей остойчивостью.

• Близкий к этой лодке двухвесельный ЯЛ-2 имеет длину 3,55 м, ширину 1,2 м и вес 170 – 190 кг. Такого же размера и грузоподъемности лодка из стеклопластика весит 60 кг.

• Шлюпка «прогулочного» типа на одну или две пары весел. Применяется на городских лодочных станциях, имеет различные габариты и вес в зависимости от верфи, их выпускающей. Двухпарная лодка годится лишь для походов выходного дня.

Правила соревнований

Программа соревнований по народной гребле может включать в себя заезды следующих классов:

Правила по гребле академической применяются и при судействе соревнований на народных лодках с учётом следующих особенностей:

• в соревнованиях по гребле на народных лодках включаются заезды на шлюпках-одиночках (Ш-1) и шлюпках-двойках (Ш-2) с рулевым для мужчин и женщин, юниоров и юниорок, юношей и девушек;

• количество одновременно стартующих экипажей не должно превышать 10;

• ширина «воды» (дорожки) для каждого экипажа должна быть не менее 9 метров;

• соревнования проводятся на однотипных, имеющих одинаковое покрытие лодках, предоставляемых проводящей организацией;

• все лодки, выделяемые для проведения соревнований, должны быть одного веса и размера;

• переоборудование лодок, установка подвижных деталей или расширенных сидений и выносных уключин, а также удаление или замена частей лодки с целью облегчения и нанесения любых покрытий не допускается;

• участники соревнований могут использовать свои вёсла с вертлюгами без переоборудования лодки для их установки, но ось вращения установленных вертлюгов должна совпадать с осью имеющихся в лодке отверстий;

• лодки распределяются среди участников жеребьёвкой, которая проводится на заседании судейской коллегии;

• на носу каждой лодки должен быть установлен вертикально двусторонний номер размером 20 см х 15 см, жёлтого цвета; размер цифр, обозначаемых черным цветом – 18 см х 13 см.